Сепарация
Центр реабилитации: лечение алкоголизма и наркомании Центр реабилитации +7 (482) 263-31-11
Заказать звонок
Круглосуточно и анонимно +7 (482) 263-31-11

Сепарация

Теория объектных отношений подчеркивает важность взаимодействия с окружающей средой. Первичная модель объектных отношений формируется на ранних стадиях развития ребенка. Первые 2 месяца жизни характеризуются игнорированием всего, кроме самого себя (аутистическая фаза). В следующие 4-5 месяцев ребенок начинает узнавать других людей, присутствующих в его мире, но не как отдельных людей, а как продолжение самого себя (фаза симбиоза). В возрасте 2-3 лет ребенок начинает отделяться и освобождаться от основного опекуна, формируя независимое самоощущение (период сепарации и индивидуализации).

Способность ребенка успешно пройти эту фазу критична для его дальнейшего психического здоровья. Постоянно очерчивая границы между собой и остальными ребенок проходит сепарацию-индивидуацию. Но эта задача осложняется двумя конфликтами: желание автономии борется с желанием близости и зависимости, а страх поглощения борется со страхом одиночества. Еще одним осложняющим ситуацию фактором является то, что ребенок часто воспринимает окружающих его людей как две разные личности. Например, когда мать чувствительна и утешительна, она кажется «абсолютно хорошей», если же она выходит из поля зрения, ребенок считает, что она исчезла навсегда, и кричит, чтобы облегчить своё отчаяние. По мере развития приходит более здоровое понимание положительных и отрицательных качеств матери, а тревога расставания вытесняется знанием, что она все равно не перестала существовать и вернется.

Стадию сепарации и индивидуации можно разделить на четыре частично пересекающиеся подфазы:

1. Подфаза дифференциации (6-10 мес). Младенец осознает существование мира, не связанного с его матерью.

2. Подфаза практикования (10 мес -1,5 года). Интерес, направленный во вне. Благодаря развитию локомоторных движений происходит активное освоение пространства.

3. Подфаза сближения (15-18 мес – 2,5 года). Овладения членораздельной речью значительно расширяет жизненное пространство. Ребенок нуждается в поддержке, но уже отстаивает автономию.

4. Стадия постоянства объекта (25-36 мес). Обретение уверенности и способности к самоконтролю.

С течением времени у ребенка в норме должны развиться познавательные способности и укрепиться Эго, а также сформироваться умение адекватно оценивать реальность.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ