Трансактный анализ
- Не веди себя как ребенок!
Как часто в свой адрес эти слова слышат уже давно себе взрослые люди. И действительно, Ребенок внутри нас может капризничать, вредничать, вести себя нерационально или даже откровенно глупо.
В 60-х годах ХХ века американский психолог и психиатр Эрик Берн первым увидел в Человеке Ребенка. Там же, в недрах психики, он разглядел ещё две структуры: Родителя и Взрослого. Изучил, систематизировал и назвал всё это трансакционным или трансактным анализом. Основоположник направления простым и доступным языком объяснил людям механизмы работы психики.
По Берну Личность имеет 3 внутренних состояния, выражаемых во вне (эго-состояния). По сути, это воспроизведение тех моделей поведения, которые человек усвоил от своих родителей (или значимых для него взрослых) и воспроизведение своего образа действий, типичного для индивидуума в детском возрасте. В свою очередь два эго-состояния Личности имеют ещё и разновидности: Ребенок – может быть Адаптивным и Естественным, а Родитель подразделяется на Критикующего и Заботливого.
Внутренний Ребенок живёт чувствами, желаниями, мечтами и страхами. Адаптивный – много подавляет и не спорит, боясь отвержения. Иногда «срывается с цепи» и становится Бунтарём. Бунтующий Ребёнок протестует, обижается, злится. Естественный (Свободный) Ребёнок – эмоционален, полон энергии и творчества, раскован и не боится рисковать.
Внутренний Родитель опирается на знания и опыт, которые человек усвоил в детстве от окружающих его взрослых и встроил их в свою картину мира в качестве норм, установок, моральных норм и запретов. Соответственно, Контролирующий (Критикующий) Родитель – запрещает, ругает, оценивает, наказывает; Заботливый – поддерживает, поощряет, советует, утешает, помогает.
И только позиция «Взрослый» - живёт в максимальном контакте с реальностью. Он оценивает необходимость и целесообразность текущих состояний психики, проявляя достаточную рассудительность и разумный контроль над ситуацией.
Согласно вышеприведенной теории, индивид постоянно перемещается из одного эго-состояния в другое и это норма. Проблема возникает тогда, когда одно из состояний значительно преобладает перед другими (за исключением Взрослого) или наблюдается некий внутренний конфликт между Родительской и Детской позициями.
Осмысленное понимание своего поведения – есть ресурс для формирования здоровой Личности.