Драматический треугольник
Центр реабилитации: лечение алкоголизма и наркомании Центр реабилитации +7 (482) 263-31-11
Заказать звонок
Круглосуточно и анонимно +7 (482) 263-31-11

Драматический треугольник

Развивая теорию транзактного анализа Эрика Берна психотерапевт Стивен Карпман еще в 1968 году в своей статье "Сказки и анализ сценарной драмы" описал одну из наиболее распространенных моделей коммуникаций, к которой сводятся многие психологические игры. Эта модель получила название "треугольник Карпмана" или "драматический треугольник", и она как нельзя нагляднее раскрывает суть взаимоотношений в дисфункциональной семье.

В своей модели Карпман убедительно показал, что для анализа эмоциональных превращений, которые происходят при смене ролей, важны только три позиции: Спасатель, Преследователь и Жертва.

Жертва - это несчастный, нуждающийся в помощи, который вопиет о спасении и надеется лишь на помощь Спасателя, но при этом сам не стремится прикладывать хотя бы минимальные собственные силы для улучшения своего положения.

Спасатель - персонаж, который взваливает на себя весь груз ответственности, спасая несчастную Жертву. Спасатель принимает решения, не спрашивая саму жертву, поскольку считает, что только он может знать, что для нее нужно и как следует справляться с той или иной проблемой.

Преследователь - полный праведного гнева обличитель и гонитель жертвы.

Все три роли взаимозависимы. Но парадокс состоит еще и в то, что актеры, исполняющие роли в этом треугольнике, через некоторое время меняются местами, и таким образом этот бег по замкнутому кругу может продолжаться бесконечно долгое время.

В этом треугольнике может быть любое количество участников коммуникаций - двое, трое и более. Каждый из них принимает на себя ту или иную роль из небогатого списка, причем один человек может играть сразу две или три роли, а смена позиций может происходить в течение нескольких минут.

В качестве типичного варианта распределения ролей можно привести пример семьи, где зависимый от алкоголя муж изначально играет роль Жертвы - униженно просит прощения у жены за недавний срыв. Он соглашается на любые выдвигаемые ею условия в надежде получить желанную индульгенцию.

Жена в этой пьесе сначала выступает в роли Преследователя и гневно укоряет супруга, но затем, постепенно переполняется жалостью к нему и, переходя на позицию Спасателя, принимается решать за него, как ему бросить пить и начать праведную жизнь.

Муж на все соглашается, но при этом тихо копит обиду за все свои унижения, и в ближайший вечер, приняв очередную дозу, высказывает жене все свои обиды и претензии, сполна наслаждаясь ролью Преследователя. Жене в данном случае достается роль Жертвы. В разных вариациях эта драма способна продолжаться годами, и разорвать такой круг бывает крайне сложно.

Здесь следует учитывать, что такая ситуация на самом деле устраивает обоих участников, так как сами роли достаточно ясны, и с ними не связано решение каких-либо действительно сложных реальных задач. Роли как бы прописаны в подсознании, остается лишь следовать сценарию и плыть по течению.

И, конечно же, все персонажи этой драмы получают в ее процессе мощные эмоциональные переживания. Игра создает иллюзию жизни, подменяющую собой реальность. Эти эмоции подпитывают членов созависимых семей энергией и прочно привязывают их к образовавшейся в результате конструкции.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ